Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, России и Беларуси. Январь - Ноябрь 2011 года.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ

ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКРАИНЫ
И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

декабрь 2011 

Подготовлено Отделением стратегического развития Международного автомобильного холдинга «Атлант-М»

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОРЫНКЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОНОМИКОЙ

Россия 

В ноябре на авторынке РФ полностью продолжились тенденции предыдущих месяцев – плавный рост, причем его темпы с учетом сезонности даже лучше, чем в предыдущие годы.

 

Рис. 1. Продажи новых иномарок в России по месяцам в 2007-2011 гг. 

Также наметилась тенденция снижения продаж автомобилей отечественных марок. Интересно, что это произошло не сразу после окончания использования сертификатов программы утилизации, а несколько позже, когда усилилась конкуренция в бюджетном сегменте и ”просели” продажи устаревших моделей АвтоВАЗ в ожидании появления Granta.

Рис. 2. Продажи иномарок и отечественных брендов в России в 2010-2011 гг. 

Неблагоприятным фактором последних недель является усиление негативных ожиданий финансового кризиса в зоне евро, что приводит к ослаблению европейской валюты к доллару и опосредованно к росту курса доллара и валютной корзины российского рубля. Вместе с тем курс данной корзины пока находится в заданных пределах, и даже к ним не приблизился.

Рис. 3. Динамика валютной корзины доллар-евро к российскому рублю в 2010-2011 гг. 

С учетом заданных границ колебаний корзины доллар-евро можно предположить, что в случае ослабления евро до 1,25 за доллар курс доллара в России может находиться в интервале 29,2-33,7 рублей (вероятно, ближе к верхней границе).

Если же евро упадет до 1,2 за доллар (это маловероятно в краткосрочной перспективе) то курс доллара к российскому рублю будет уже между 29,8 и 34,4 рубля.

 

Мы полагаем, что основания для обвала российского рубля на данный момент отсутствуют даже при углублении мирового финансового кризиса. Для российских властей экономическая стабильность и рост доходов населения в 2012 г. будут важнейшей политической задачей, и ресурсы для этого есть.

Украина

В ноябре на украинском рынке вновь возобновился рост. Складывается ощущение, что потенциальный объем спроса выше, чем объем продаж, так как потребность в обновлении автомобиля нарастает с каждым месяцем (достаточно сравнить графики 2011 и 2007-2008 гг.). Вместе с тем ограниченный объем предложения машин (ряд импортеров до сих пор “расплачиваются” за свои консервативные прогнозы), и низкая доступность кредитов (исключая программы автомобильных производителей, таких, как Toyota и VW) не позволяет рынку расти быстрее. В течение 2012 г. ситуация должна постепенно улучшаться, обеспечив заметный прирост продаж к  2011 году. 

Рис. 4. Продажи новых иномарок в Украине по месяцам в 2007-2011 гг. 

Курс доллара в Украине остается стабильным. Жесткая монетарная политика Национального банка Украины позволила в этом году обеспечить достаточно низкий уровень инфляции (4,4% за 11 месяцев) и постепенное восстановление объемов производства (+7,8% к прошлому году, что можно признать достойным показателем по сравнению со всеми соседями Украины). Также восстановительные процессы наблюдались по доходам населения и розничному товарообороту (+13,6%). 

Основной угрозой экономической стабильности Украины сейчас представляется внешний дисбаланс и растущее отрицательное сальдо внешней торговли. При сохранении нынешних цен на импортируемые энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговле Украине не помешала бы определенная корректирующая девальвация национальной валюты.Вместе с тем по политическим причинам (очередные выборы, на этот раз парламентские) такая девальвация в 2012 г. маловероятна.

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА 11 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА

Общие итоги 11 месяцев 2011 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за 11 месяцев 2011 года относительно аналогичного периода 2006-2010 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей). 

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 11 месяцев 2006- 2011 гг. в РФ

Прирост российского рынка за 11 месяцев 2011 г. составляет 55% по отношению к тому же периоду прошлого года. Отставание от рекордного рынка 2008 г. сокращается месяц за месяцем – сейчас (-12%).

В Украине прирост продаж по сравнению с 2010 г. составил 36%.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок за 11 месяцев 2006- 2011 гг. в Украине

Рассмотрим подробнее общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России и Украине за ноябрь 2011 г. относительно среднемесячных продаж за III квартал 2011 г., среднемесячных продаж за I полугодие 2011 г. и за ноябрь 2010г.

 
 Рис. 7. Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине за ноябрь 2010 и 2011 гг., среднемесячные продажи за I полугодие и за III квартал 2011 г. 

Российский рынок за ноябрь 2011 г. показал прирост в 13% к уровню среднемесячных продаж в III кв. 2011г. и 26% к уровню среднемесячных продаж в I полугодии 2011 г. Относительно ноября 2010 г. прирост продаж составил 47%. Таким образом, сохраняется положительная динамика 

В Украине рынок в ноябре 2011 г. к ноябрю 2010 г. вырос более, чем на треть. Однако, по сравнению со среднемесячными продажами в июле-сентябре 2011 г. рынок вырос менее чем на 2%.

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2007-2011 гг. представлены ниже.

Рис. 8 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года 

Относительные темпы прироста на Украине:

Рис. 9 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года 

В Беларуси по итогам 11 месяцев 2011 года рынок (регистрации) вырос на 41% по отношению к аналогичному периоду 2010 года, но это – лишь отражение бурного роста ввоза автомобилей в I полугодии. В ноябре 2011 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. рынок упал на 39%, или на 538 автомобилей в количественном выражении. К тому же регистрации в ноябре составили всего 46% от среднемесячных показателей первого полугодия. За июль-ноябрь динамика рынка также отрицательна по сравнению с тем же периодом прошлого года – падение на 18%.

Рис. 10. Объемы регистрации новых иномарок за 11 месяцев 2006 - 2011 гг. в РБ

 

 

Автомобильный рынок России за 11 месяцев 2011 года. 

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 11 месяцев 2011 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

 

 

Место -
11 мес. 2011

Место -
11 мес. 2010

Марка

Продажи за
11 мес. 2011

Продажи за
11 мес. 2010

Прирост
продаж

1

5

Hyundai 

146981

77679

89%

2

2

Kia

142196

96545

47%

3

1

Renault

139993

85058

65%

4

3

Nissan

122425

69291

77%

5

8

Volkswagen

115209

58332

98%

6

7

Chevrolet

109272

72253

51%

7

6

Toyota

105548

70790

49%

8

4

Ford

104831

78695

33%

9

9

Daewoo

85909

67508

27%

10

11

Mitsubishi

66845

40224

66%

11

13

Skoda

65187

41520

57%

12

10

Opel

60881

35341

72%

13

12

GM-АвтоВАЗ

47792

31428

52%

14

14

Peugeot

40409

32016

26%

15

15

Mazda

35447

21748

63%

16

16

Suzuki

32588

25607

27%

17

17

Mercedes

28772

19230

50%

18

18

Fiat

25948

18948

37%

19

19

BMW

25223

18574

36%

20

20

Citroen

24751

15411

61%

 

 

В ТОП-20 за 11 месяцев 2011 года набор марок не изменился, но произошли небольшие перестановки в рейтинге. Hyundai заняла лидерскую позицию в списке, потеснив Renault и Kia. На 3 позиции вверх поднялся Volkswagen. Ford потерял четыре позиции, заняв 8 место в рейтинге. Наибольший прирост продаж наблюдается у Volkswagen и Hyundai

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам 11 месяцев 2011 года относительно аналогичного периода 2010 года (марки Холдинга выделены желтым цветом).

Рис. 11. Изменение объемов продаж за 11 мес. 2011г. относительно того же периода 2010г.

Следующий график – показатели ноября 2011 по сравнению со среднемесячными в III квартале, то есть краткосрочные тенденции. 

Рис. 12. Изменение объемов продаж за ноябрь 2011г. относительно среднемесячных
за III квартал 2011 г. в РФ

Отметим сильное улучшение позиций Mitsubishi и Skoda, для которых 2011 год складывался неровно. Падение Daewoo связано со снижением конкурентоспособности марки в дешевом ценовом сегменте, а Fiat – с прекращением российской сборки.

 

Автомобильный рынок Украины за 11 месяцев 2011 года

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 11 месяцев 2011 г. по сравнению с тем же периодом 2010 г.

 

 

Место -
11 мес. 2011

Место -
11 мес. 2010

Марка

Продажи в
11 мес. 2011

Продажи в
11 мес. 2010

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

20907

12526

67%

2

2

Toyota

11519

8785

31%

3

4

Renault

11393

8108

41%

4

10

Volkswagen

11332

5569

103%

5

5

Chevrolet

10527

7943

33%

6

6

Ford

10399

7237

44%

7

9

Skoda

9659

6611

46%

8

8

Kia

9006

6769

33%

9

11

Nissan

8653

4968

74%

10

7

Mitsubishi

6896

6922

0%

11

14

Daewoo

6181

2690

130%

12

12

Geely

5520

3652

51%

13

3

Chery

4307

8158

-47%

14

23

Peugeot

3510

1404

150%

15

17

Fiat

3072

2216

39%

16

13

Honda

3028

2890

5%

17

16

Ssang Yong

2428

2296

6%

18

26

Citroen

2152

648

232%

19

18

Lexus

1825

1899

-4%

20

22

Mercedes

1710

1580

8%

 

 

В ТОП-20 за 11 месяцев 2011 года произошли значительные изменения. По итогам 11 месяцев Volkswagen поднялся на 6 позиций в рейтинге и занял 4 позицию. Небольшой подъем также показали Skoda, Nissan и Daewoo. ТОП-20 покинули Opel, Mazda и Suzuki. , которых заменили Peugeot, Citroen и Mercedes. Наибольший прирост продаж наблюдается у Citroen, Peugeot и Daewoo. Падение показали Chery и Lexus.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 11 месяцев 2011 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом – все они идут в 2011 г. лучше рынка).

Рис. 13. Изменение объемов продаж за 11 мес. 2011г. относительно 2010г. в Украине 

В ноябре в сравнении со средними показателями III квартала 2011 года ситуация для марок Атлант-М в Украине выглядит еще более позитивной. 

Рис. 14. Изменение объемов продаж за ноябрь 2011г.
относительно среднемесячных за III квартал 2011 г. в Украине

Лишь 6 марок наращивают продажи, и 4 из них – марки, с которыми работает Атлант-М. Вместе с тем наилучшая динамика в ноябре у Toyota за счет вывода новой Camry. Наихудшая, как и следовало ожидать, у Daewoo, импорт которых в Украину практически остановлен. Kia (во многом из-за дефицита автомобилей) продолжает терять позиции в рейтинге.

Отметим также, что вверху списка сейчас находятся те марки, импортеры которых предлагают хорошие финансовые программы своим клиентам.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку