Нормо-час. Что это такое?

Сначала расскажу я вам старинный анекдот про автосервис:

Начались у одного мужика проблемы с машиной. Не суть важно, какие, но не работает она как положено, и все тут. Приезжает мужик на автосервис, так, мол, и так, такая вот беда. Выходит к машине слесарь, поднял капот, послушал, посмотрел, ушел. Возвращается с молотком. Подходит к открытому капоту, размахивается, и ка-а-а-ак треснет им, куда-то, с размаху, и машина сразу заработала, как надо! «Сколько с меня?», - спрашивает обрадованный мужик. «Двадцать долларов», - отвечает слесарь. «А за что так дорого?», - возмущается владелец машины, и слесарь ему с готовностью объясняет: - «Два бакса за амортизацию молотка, ещё два бакса за то, что я за ним сходил, а остальное за то, что я знал, куда им, и с какой силой залепить».

Это, конечно, всего лишь анекдот. Если и можно ударом молотка что-то починить под капотом, то это будет ненадолго.  А вот  случаев, когда стоимость работ берется «с потолка», предостаточно. Доходит порой до того, что одни и те же работы для более «свежего» автомобиля оцениваются значительно дороже, чем для более старшей модели. А ещё бывают аргументы-обоснования, типа, «знаешь, гайка крепко прикорела, пока её оторвали, дык повозились, потому с тебя ещё 10 баксов за работу».

Как правило, подобные случаи с «аргументами-обоснованиями» регулярно встречаются там, где «стесняются» отвечать не на словах, а на деле за качество услуг и расценки перед Клиентом и перед государством. В тех же СТО, которые не боятся людей и Закона, стоимость работ не получают, глядя в потолок и ковыряя пальцем в ухе, прикидывая, сколько деньжат можно «срубить» с владельца автомобиля такой-то марки, такого-то года выпуска.

Как определяется стоимость работ без «потолка» и «пальца в ухе», я вам сейчас и расскажу.

Начну с такого понятия, как «Нормирование трудозатрат». В переводе с официального языка на человеческий, это означает, что все операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей описываются, время, которое они занимают, определяется хронометражем. А после этого все полученное сводится в справочники по нормативам трудозатрат, единицей измерения в которых принимается «1 нормо-час».

Так действуют автопроизводители, нормирующие трудозатраты по рабочим операциям и сводящие их в отдельные справочники-таблицы по каждой модели автомобиля. Потом эти справочники предоставляются автоцентрам официальных дилеров марки. Они и являются отправной точкой для начисления итоговой стоимости работ. Например, если в справочнике написано «Замена ступичного подшипника передней оси – 1 нормо-час», то специалист дилерского автоцентра внесет для оплаты именно эту величину трудозатрат.

Будьте в курсе, что за соблюдение данных нормативов дилерский автоцентр несет серьезную ответственность как перед своим автопроизводителем, так и перед Законом. Так что если какая-либо проверка выявит «приписки», то это грозит дилеру сильнейшими неприятностями, вплоть до лишения статуса дилера со стороны автомобильного концерна и отзыва разрешительных документов со стороны государственных органов. Так как работа предприятий дилерского сервиса находится под жестким контролем государства, проверки со стороны автопроизводителя тоже не редкость, то никто из официальных  дилеров такими глупостями, как завышение нормативов времени, заниматься не будет. Клиент оплачивает только то время, которое указано в справочнике по нормативам трудозатрат! Если персонал не вкладывается в норматив – это проблемы автоцентра, а не Клиента. Нужно работать над оснащением и обученностью персонала. Что же касается «природы» нормо-часа, то мне остается только добавить, что «1 нормо-час» это единица измерения, но она может быть и дробной, если хронометраж рабочей операции, выполняемый составителями справочника, покажет меньшее время. Например, «Замена моторного масла и масляного фильтра – 0.3 нормо-час», или «Замена лампы в указателе поворота – 0.5 нормо-час». Такие записи в заказ-нарядах – не редкость.

Поехали дальше. Как известно, расстояние равно скорости, умноженной на время. Аналогично общая стоимость работ равна произведению стоимости одного нормо-часа на количество этих нормо-часов, согласно справочнику трудозатрат. Откуда берется стоимость нормо-часа я и расскажу, не погружаясь в бухгалтерские подробности. Все-таки, я автомобильный, а не бухгалтерский эксперт.

Стоимость нормо-часа определяется каждым предприятием автосервиса на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 года №23 "Об утверждении инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств". Данный документ определяет методику формирования расценок на услуги, тот же нормо-час, на основании его себестоимости. Себестоимость определяется на основании многочисленных издержек, которое несет предприятие при ведении производственной деятельности. После вычисления себестоимости, определяется прибыль, исходя из конъюнктуры рынка и качества оказываемых услуг, которая прибавляется к себестоимости. На основании полученной суммы исчисляется сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции. Сумма себестоимость+прибыль+сбор равна стоимости нормо-часа без НДС и налога на услуги для физических лиц. Таким образом, к этой сумме остается добавить упомянутые налоги, и расценка на нормо-час готова.

Итак, стоимость услуги равна произведению количества потребных трудозатрат в нормо-часах и стоимости единицы трудозатрат. Это и есть прейскурант на услуги автосервиса, который практикуют все легально функционирующие предприятия автосервиса. Все конкретно определено и закреплено на уровне документов. Все можно быстро и четко выяснить и точно вычислить.

Есть единственный нюанс ценообразования на услуги, по которым нельзя сразу вычислить точную стоимость работ. Этот нюанс называется «Поиск неисправности». Приезжает, скажем, Клиент в автоцентр, и говорит: - «У меня чо-то машина дергается при разгоне, устраните, пжалста». Рыскать по справочнику в поиске такой работы, как «устранение дергунчиков» бесполезно. Причин одного проявления неисправности может быть больше десятка! Тот же «дергунчик» на разгоне может быть обусловлен свечами зажигания, проблемами с проводкой, изношенным топливным насосом, засорившимся топливным фильтром, засорившимся воздушным фильтром, подсосом воздуха во впускном коллекторе, неисправностями электроники управления двигателем. Приходится все это искать, проверять, отсеивать, за что приходится платить.

Чтобы этого неприятного нюанса избежать, есть единственный действенный метод: покупайте заведомо технически исправный, в идеале, новый автомобиль, и соблюдайте требования Регламента ТО! Тогда вероятность неожиданных «дергунчиков», «незапусков», «стуков», «грюков» и прочего, причины которого приходится искать, платить за их поиск, потом платить за устранение, будет минимальна.

Вот таков вот расклад.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку