Системы пассивной безопасности

Все установленные на автомобиле системы и устройства, служащие делу безопасности дорожного движения, подразделяются на две основные группы, системы пассивной и активной безопасности. Системы пассивной безопасности, о которых мы расскажем в данной статье, предназначены для защиты жизни и здоровья водителя и пассажиров автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие.

А началось все в 60-е годы прошлого столетия, когда вышла в свет книга, написанная талантливым и энергичным вашингтонским адвокатом Ральфом Нейдером, названная "Опасен на любой скорости". В этой книге Нейдер привел множество фактов ДТП в виде столкновений автомобилей, их опрокидывания и возгорания, приводивших к человеческим жертвам и травматизму, которых, по его выводам, можно было избежать, если бы автомобили проектировались даже с минимальным учетом фактора безопасности.

Эффект от опубликования этих сведений был сродни разорвавшейся бомбе по обе стороны Атлантики! Мощные организации в защиту прав автомобилистов, появившиеся вскоре после появления книги,  начали борьбу за безопасность транспортных средств, которая была поддержана властями стран Европы и Северной Америки. Многим требованиям широкой общественности была придана сила законов.

Автомобилестроители были вынуждены отреагировать на происходящее и первое, что они сделали, это пересмотрели свои подходы к компоновочным схемам и проектированию кузовов автомобилей, во главу угла поставив требование о защите водителя и пассажиров в ДТП. Вкратце эти подходы можно сформулировать так:

  • Салон автомобиля – капсула, зона максимальной безопасности, которая должна быть несминаемой ни спереди, ни сзади, ни со сторон.
  • Ничто из оборудования в салоне не должно быть травмоопасным для водителя и пассажиров.
  • Все, что в автомобиле вокруг капсулы безопасности, должно гасить кинетическую энергию столкновения, снижая вероятность повреждения капсулы. А двигатель, агрегаты трансмиссии и узлы подвесок должных "уходить" под нее.
  • Размещение топливного бака, топливных магистралей и прочих элементов топливной системы, а также элементов электрических и электронных систем должно быть таким, чтобы вероятность возникновения пожара была минимальной.
  • Стойкость к опрокидыванию автомобиля должна быть максимальной.

Резюмируя, можно сказать так: пассивная безопасность начинается с кузова автомобиля, с прочности его капсулы безопасности и грамотности компоновочной схемы. А продолжается она такими важными устройствами, как инерционные ремни и надувные подушки, без которых немыслим комплекс пассивной безопасности современного автомобиля, что закреплено соответствующими требованиями к оснащению автомобиля в Европейском союзе и странах Северной Америки.

Не забудьте пристегнуть ремень, садясь в автомобиль!



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку