Выбор амортизаторов

Амортизаторы – очень важные детали в подвеске автомобиля. Быть может, важнее, чем вы себе представляете! Чтобы вы не думали о них «свысока», когда приходит время их покупать и заменять, я расскажу о них немножко подробнее.

Главное предназначение амортизатора знают все – гасить колебания кузова автомобиля, возникающие при проезде неровностей. Чтобы он в «качели» на неровной дороге не превращался. Но вот в курсе ли вы, что если передние амортизаторы утратили свою работоспособность более, чем на 30%, то это приводит к увеличению тормозного пути со скорости 60 км/ч на 10-15%? И в курсе ли вы, что длительная эксплуатация автомобиля, амортизаторы которого или изношены более чем на 40-50%, или новые, но имеют отличные от требуемых характеристики, сокращает долговечность прочих деталей подвески в 2-4 раза? А ещё изношенные амортизаторы категорически ухудшают ходовые качества автомобилей, резко снижают скорости возникновения заноса, влияют на адекватность восприятия окружающей обстановки вестибулярным аппаратом человека.

Давайте «пройдемся» по истории, а также устройстве и типах современных телескопических амортизаторов, и вы поймете, что на что влияет.

Автомобиль родился путем установки двигателя внутреннего сгорания на конную прогулочную коляску, в которой не было ничего, кроме рессор, чтобы гасить вибрации и колебания. Скорость, устойчивость и управляемость зависели больше от лошади и кучера, чем от «подвесок», да скорости сами были небольшими. По мере совершенствования техники скорости росли, и, чтобы раскачка не «вытряхивала» душу из экипажа, были применены так называемые рычажные фрикционные амортизаторы, «правившие бал» вплоть до тридцатых годов прошлого века.  Принцип их действия основан на механическом трении кожаных накладок во фрикционах, стоявших на раме автомобиля у каждого колеса, связанных с подвеской рычагами. Со своими задачами они кое-как справлялись, но работали очень недолго. Проблемы с недолговечностью были решены применением рычажных гидравлических амортизаторов. Общего с фрикционными у них осталось только применение рычагов для передачи перемещений подвески, а роль узлов, гасящих колебания,   стали выполнять цилиндры, заполненные вязкой жидкостью (амортизаторным маслом), на штоки и поршни которых эти перемещения и передавались. Клапаны в корпусах или в поршнях цилиндров перепускали это вязкое масло при движении штоков, чем и гасились вибрации и колебания.

Такие амортизаторы оказались гораздо долговечнее, но выявились две проблемы:

Первая: рычаги амортизаторов не могли успешно гасить мелкие вибрации на высоких скоростях. Узлы крепления рычагов к подвеске и штокам амортизатора «мертвыми» не сделать никак.

Вторая:  неровности случаются такие, что для их проезда колеса должны иметь на подвесках достаточно большой ход. Что вверх от среднего положения, что вниз. Рычажная конструкция амортизаторов такой возможности не предоставляла.

Эти две неразрешимые проблемы привели к появлению другой конструктивной схемы применения гидравлических амортизаторов. Их расположение в подвеске коренным образом изменилось: рычаги на подвесках, передающие колебания, ушли в историю, амортизатор занял или вертикальное, или наклонное положение, напрямую крепясь к подвеске и кузову (раме) автомобиля. Данное решение позволило делать ходы колес на подвесках вверх и вниз такими, какие нужны, исходя из предназначения автомобиля. Для спортивного – короткие, для вездехода – огромные. Такими амортизаторы, как по расположению в подвеске авто, так и принципам конструкции, остаются и по сей день. Но кое-что за истекшие 40 лет изменилось.

Изменились дороги, в том числе и у нас, в Беларуси. Изменились скорости движения, особенно по загородным трассам. Изменились потребности людей в ходовых качествах автомобилей. Давай быстрее! Давай маневренней! Давай устойчивей в повороте! Еще устойчивей! И тормози быстро и четко! И если до 90-х годов прошлого столетия амортизаторы справлялось с раскачками, скоростями и торможениями тогдашних автомобилей, то к концу XX века, когда даже легковушки Golf -класса стали оснащаться двигателями от 100 л.с и выше, амортизаторы, заполненные только маслом, перестали в должной мере гасить вибрации, справляться с  кренами и «клевками» носом в маневре и при торможении.

Конструкторы – люди находчивые. Они придумали закачивать в цилиндр амортизатора нейтральный газ под высоким давлением, отделяя его от масла специальной плавающей перегородкой, свободным поршнем. Так получились газо-масляные амортизаторы (в просторечии, газовые), которые, в отличие от масляных «предков», гораздо уверенней работают на сжатие. Благодаря газу под давлением, такие амортизаторы всегда стремятся вытолкнуть поршни из цилиндров. Это приводит к тому, что колеса, будучи «отталкиваемыми» от  кузова, гораздо лучше прижимаются к поверхности дороги в любых режимах движения, чем на масляных амортизаторах. Снижаются крены, уменьшаются «приседания на нос» при торможении. При езде по неровным дорогам, колеса меньше «висят» в воздухе, прыгая по бугоркам. А если тормозить, то на «газу», т.е. на газо-масляных амортизаторах, тормозной путь существенно сокращается по этой же причине: колеса меньше прыгают, дольше остаются на земле. И желания уйти в занос при торможении на траектории у машины тоже меньше. Ведь амортизаторы препятствуют «клевку», из-за которого, по законам физики, «попа» автомобиля получает дополнительный стимул обогнать «нос».

Именно поэтому практически все легковые автомобили конца XX начала XXI века оснащены газо-масляными амортизаторами в подвесках. Поэтому, коль скоро у вас автомобиль не старше 7-9 лет, выбирать между «газовыми» и «масляными» амортизаторами не приходятся. Для большинства моделей современных автомобилей они будут по условию газо-масляными. Если по науке. И однозначно будут такими, если Ваш автомобиль или престижной марки, или в спортивной комплектации, с мощным двигателем. Поэтому вопрос выбора сводится к тому, какую торговую марку покупать. И это далеко не простой вопрос.

Основными характеристиками при выборе амортизатора являются:

- монтажно-посадочные размеры,
- диапазоны перемещения штока,
- усилия сжатия и отбоя амортизатора.

Как правило, все производители неплохо справляются с соблюдением монтажных размеров, которые требуются документацией автопроизводителя. Подобрать по каталогу и в автомобиль «воткнуть» можно! Но вот с прочими характеристиками – далеко не все гладко, как показывает наша практика. Пару характерных примеров из нее я и приведу:

-  Диапазон хода штока не соответствует: тогда или быстро «умирает» сам амортизатор, или вырывает из кузова деталь, которой он крепится к кузову.

-  Усилия сжатия и отбоя не соответствуют требованиям автопроизводителя: это приводит к быстрой «смерти» прочих деталей подвески. Слишком большие усилия «гробят» сайлент-блоки, опоры амортизатора и шаровые опоры, слишком малые – пружины и демпферы сжатия, тяги стабилизатора, рулевые тяги и наконечники тяг.

Единственный производитель, в строгое соответствие характеристик запчастей которого можно верить на 100% - это производитель вашего автомобиля. И только в оригинальные амортизаторы, на которых фирменная эмблема вашего автомобиля, можно верить на 100%.

Вот, собственно, и весь сказ на эту тему.

Если вы, допустим, с чем-то не согласны, или у вас появились вопросы – пишите! Будем разбираться и помогать.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку