Биодизель. Мифы и реальность

Наверное, все белорусы-автомобилисты помнят прошлогодний рекламный телевизионный ролик, в котором бодрый дядечка вставлял пистолет дизельной колонки в заправочную горловину Mazda CX-7 и радостно приговаривал о том, что биодизель дешевле, и что друзья советуют. Если бы друзья были не рекламными, а настоящими, то навряд бы они посоветовали этому дядечке заправлять бензиновую машину любым видом дизельного топлива. Дизельных Mazda CX-7 этого поколения просто не существует! Вот такая вот некорректная реклама, мягко говоря. Причем некорректность вовсе не безобидная, как кажется на первый взгляд: когда эта реклама «крутилась» по белорусскому телевидению, в автоцентре «Атлант-М Холпи», официальном дилере Mazda Motor, раздалось несколько звонков от владельцев этой модели Mazda. Удивленные люди задавали вполне закономерный вопрос «А разве можно???». И мои коллеги давали вполне закономерный ответ «Конечно же, категорически нельзя!!!». Слава богу, что люди не стали безоговорочно верить этой рекламе и звонили с вопросами.

Но это все прелюдия. Теперь к делу.

Горючего человечеству нужно все больше и больше, а нефти на Земле не безграничное количество, и она дорожает. Дорожает и горючее, получаемое из нефти. Поиски замены этого ископаемого ресурса идут непрерывно, и один из способов замены – получение жидкого топлива из возобновляемых источников. Например, из растений, которые посеял, убрал, и снова посеял. Одним из таких растений является рапс, из семейства крестоцветных. Эксперименты по добавлению высокоочищенного масла этого растения в дизельное топливо дали хорошие результаты много десятков лет назад. Как результат, масленичные растения, и в том числе рапс, стали культивировать не только для того, чтобы покушать, но и для получения дизельного топлива. Такое топливо, полученное смешением очищенного растительного масла и обычной «солярки», получило название биодизельного. На нем вполне сносно работали, и по сей день работают старые типы нефорсированных дизельных двигателей на сельскохозяйственной и дорожно-строительной технике. В том числе наши агрегаты, минского моторного завода, в частности, на тракторах МТЗ. И производству такого биодизельного топлива в Беларуси был дан «зеленый свет».

Времена идут. Старые вихрекамерные и предкамерные дизельные моторы постепенно уходят в историю, на их место приходят силовые агрегаты с непосредственным впрыском топлива, оснащенные насос-форсунками и общей топливной рампой Common Rail. Для них эта биодизельная смесь - смерть. В чем, кстати, уже убедились и многие частники, владельцы современных дизельных авто, и хозяйства, на балансе которых или современные автомобили, или импортная сельхозтехника. Насос-форсунки, регуляторы давления и форсунки Common Rail уходили в мир иной, а стоимость ремонта современной топливной аппаратуры, это не ММЗ Д-265 перебрать. Так что, «биодизелю» однозначное НЕТ? Не спешите…

На Западе и Востоке, откуда родом абсолютное большинство дизельных автомобилей, эксплуатируемых белорусами, понимали: непосредственный впрыск и смесь дизтоплива с очищенным растительным маслом несовместимы. Потому, лет 15-20 назад, начали развивать тему биодизельного топлива дальше. И получили из очищенных растительных масел так называемые эфиры жирных кислот. В случае использования рапсового масла получается рапсовый метил-эфир, RME, как принято его обозначать в зарубежной технической литературе. И все заработало! Но на ресурсных испытаниях дело оказалось не так просто, как думалось на первый взгляд. Дело в том, что эти эфиры и RME в частности - коррозионно-активные жидкости по отношению к металлам. Также не все виды резины и пластмасс способны длительное время контактировать с ними без разрушения. Поэтому, чтобы топливная система и двигатель от них не пострадали, во-первых, нужно применять соответствующие материалы для производства моторов и деталей топливных систем. А во-вторых, содержание этих эфиров в смеси с дизтопливом не должно не превышать 5% от всего объема полученного горючего.

К середине-концу XX века эти проблемы были, в целом, преодолены, и на европейских АЗС появилось топливо Biodiesel B5, которое владелец автомобиля мог применять, если Руководство по эксплуатации его техники не запрещало. Потому что не все дизельные двигатели и их топливные системы сконструированы с учетом коррозионной активности этих RME. Тем не менее, на биодизельное топливо был разработан и принят Евростандарт EN 14214 «Топливо для дизельных двигателей. Метиловые эфиры жирных кислот для дизельных двигателей».

В наши дни метиловые эфиры, в том числе RME, произведенные в соответствии с этим стандартом, смешиваются с обычным дизельным топливом в 5% отношении. Данная смесь полностью удовлетворяет требованию Евростандарта EN 590 «Топливо для дизельных двигателей» и продается на европейских АЗС даже без предупреждения потребителя о том, что из пистолета в бак его машины польется «биодизель». Моторы автомобилей, продающихся на европейском рынке, к такому топливу давно приспособлены. Правда длительная эксплуатация выявила очередную проблему: микроорганизмы, обильно плодящиеся в таком горючем, с удовольствием поселяются на стенках баков автомобилей, порывают их зеленоватым налетом, забивают топливные фильтры, портят форсунки. Но последняя редакция EN 14214:2008 предусматривает добавление в топливо средств, подавляющих активность этих мелких «зверюшек», и проблематика серьезно уменьшилась. Люди ездят.

В прошлом году топливо с добавлениями RME под названием «Биодизель Б5» появилось и у нас. Производитель заверял, что это топливо соответствует требованиям EN 590, и его можно применять в дизельных силовых агрегатах без ограничений, в том числе в современных. Но практика выявила два нюанса. Нюанс первый: мерзнет! Старт продаж этого вида топлива пришелся в аккурат на рубеж 2009-2010 года, и многие владельцы дизельных машин были огорчены этим обстоятельством. Нюанс второй: последствия активности микроорганизмов в топливной аппаратуре современных дизельных моторов оказались налицо. Налет на баках, забившиеся фильтры, отказавшие насос-форсунки и форсунки Common Rail. Вот такой вот расклад. И на основании его совет:

Если у вас современный, тем более новый автомобиль с дизельным двигателем, оснащенным непосредственным впрыском топлива, лучше воздержаться от нашего «биодизеля» во всех его проявлениях. Если же мотор не молодой вихрекамерный дизеляка, как на VW Golf II, или прекамерный, как на Mercedes Benz W123 или W201 – эти моторы не неженки, и скушают биотопливо, не поперхнувшись. Только нужно учитывать, что зимой, в мороз, это топливо может застыть.

Денис Козлов



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку