Электронные системы безопасности

Все системы, призванные повышать безопасность вождения, разделяются на две большие группы: системы ПАССИВНОЙ безопасности, и системы АКТИВНОЙ безопасности. Системы пассивной безопасности призваны облегчить последствия ДТП для людей, причем как в автомобиле, так и для пешеходов. А системы активной безопасности служат для того, чтобы автомобиль в ДТП не попал. Даже если водитель совершил ошибку.
 
Сначала поговорим про электронные системы пассивной безопасности.
Система SRS-Airbag появилась на автомобилях одной из первых. В просторечии она известна как «подушки безопасности». Подушка сама по себе – просто мешок из прочного синтетического материала, который быстро раздувается газами от взорвавшегося заряда пиротехники. Этот мешок принимает на себя нагрузку от головы и тела человека при столкновении, ослабляя возможные последствия. Установлено таких подушек безопасности может быть от одной, до… просто огромного количества, в зависимости от комплектации автомобиля.
 
Работает эта штука так: электронные датчики-акселерометры непрерывно замеряют перегрузки, действующие на автомобиль. Если эта перегрузка превышает пороговое значение, блок управления системой дает команду на подрыв заряда в соответствующей подушке безопасности, или нескольких. Подушка разрывает наружный слой отделочного материала, которым прикрыта, и вылетает, раскрываясь навстречу человеку, принимая его голову и тело.
 
Кстати, эти же сигналы задействованы для срабатывания ещё одного элемента: преднатяжители ремней безопасности. Как только система поймет, что с машиной неладно, срабатывают пиротехнические преднатяжители, которые буквально пришпиливают тело человека к креслу, чтобы он уцелел. Поэтому всегда пристегиваться, и на всех местах – очень важно.
 
А сейчас бурно развиваются системы повышения безопасности пешеходов. При столкновении с пешеходом капот автоматически приподнимается, чтобы ему было не так высоко и больно падать! На некоторых марках эта система уже появилась.

Теперь про электронные системы активной безопасности.
Почти все они родом из… авиации! Начиная с системы, предупреждающей блокировку колес при торможении, ABS. Впервые эта штука была применена на тяжелых самолетах еще в 40-е годы прошлого века, чтобы самолет по ВПП не понесло, после посадки, когда экипаж начинает тормозить на пробеге. Когда развитие электроники сделало более доступной эту технологию, системы начали активно устанавливаться на автомобилях. Примерно в 80-е годы двадцатого века. Сейчас ABS должна быть обязательным оборудованием на всех автомобилях, продающихся в Евросоюзе.
 
Система траекторной стабилизации. ESP, DSC, VSC, VSA, PSM, её аббревиатур немногим меньше, чем автопроизводителей, но суть одна: предотвращать скольжения машины, сносы и заносы, если они не являются желанием водителя. А самые строгие системы, те вообще скольжения не позволяют, даже если водитель захочет! Эти системы представляют собой упрощенные версии авиационных систем динамической стабилизации, которые автоматически поддерживают заданный курс и прочие параметры полета. И работают по принципу, аналогичному авиационным: если датчики фиксируют отклонение машины от курса, заданного водителем рулевым колесом, блок управления возвращает машину на путь истинный. С помощью тормозных механизмов и управления тягой двигателя, как правило. А наиболее продвинутые, те даже руль начинают «прижимать», если водитель запаниковал, и пытается его не в ту сторону крутить.
Системы траекторной стабилизации стали активно устанавливаться на автомобили в начале XXI века, а с 2014-го года они будут обязательными для всех машин, которые будут продаваться новыми в странах Евросоюза.
 
Дальше – больше! Каждый год развития технологий производства электроники делает доступнее системы, которые раньше применялись только в авиации. Например, активный круиз-контроль. Что такое обычный круиз-контроль? Это когда набрал скорость, кнопочку нажал, и машина поддерживает эту скорость. Блок же управления активным круиз-контролем получает информацию еще и от… радара! По этой информации, в которой зашифровано расстояние до впереди идущего автомобиля, блок управления анализирует соотношение скорости и этого расстояния, и, если наша машина догоняет впереди идущий экипаж, автоматически начнет снижать скорость, чтобы предотвратить столкновение.
 
Система контроля за удержанием полосы движения. Система чтения дорожных знаков и подачи сигнала, если ПДД случайно нарушены. Система предупреждения о движущихся автомобилях в соседних полосах, чтоб им в борт случайно не перестроиться. И это ещё не полный перечень того, что уже появилось на серийных автомобилях, и будет появляться, по мере удешевления, на более доступной технике.
 
Появление и развитие электронных систем активной и пассивной безопасности – наглядное проявление того, что наука находится на службе у человека. Статистика Евросоюза подтверждает, что благодаря энергичному внедрению этих систем в крайние полтора десятка лет, смертность на дорогах снизилась почти в два раза!
По-моему, это хороший повод задуматься при покупке автомобиля. Быть может, при ограниченных средствах, имеет смысл отказаться от понтовых колесных дисков и престижной отделки салона в пользу этих систем? А то и вообще отказаться от автомобилей, которые этих систем не имеют вообще. Ведь жизнь и здоровье важнее, правда?
 


Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку