Качество топлива в Беларуси

Вам наверняка приходилось слышать такие высказывания, как «Бензин Евро-5» или «Дизельное топливо Евро-4». На самом деле названия Euro-4 и Euro-5 не имеют прямого отношения к составу и качеству автомобильного топлива. Они обозначают требования европейского экологического законодательства к составу отработавших газов. Euro-4 – это свод требований, принятых в 2004-м году, а Euro-5 в 2008. Требования к составу и качеству топлива – это совсем другие нормативно-правовые акты Евросоюза. По бензинам автомобильным это EN 228, а по дизельному топливу – EN 590.

И не было бы нам никакого дела до этой евробюрократии, если бы мы ездили на старых «Жигулях». Но ездим мы, в основном, на автомобилях «оттуда», хоть и разных лет выпуска. Потому топливо должно быть соответствующим, чтобы техника работала и не отказывала, а именно:

  • для автомобилей старше 6 лет бензин должен соответствовать требованиям EN 228:1999, дизтопливо EN 590:1999 (или более современным требованиям). Указанное не касается техники гораздо большего возраста. Например, не касается VW Golf II и VW Passat B3 или B4, которые созданы во времена действия правил Euro-0 – Euro-2.
  • для автомобилей возрастом 4-6 лет бензин должен соответствовать требованиям EN 228:2004, дизтопливо EN 590:2004 (или более современным требованиям).
  • для автомобилей моложе 4 лет, а тем более для новых, бензин должен соответствовать требованиям EN 228:2008, дизтопливо EN 590:2009.

С принятием очередной «Евронормали» (EN) ужесточаются требования по содержанию серы в топливе, степени очистки его от механических примесей и воды (нынче полностью исключаются), ароматических углеводородов и прочие, прочие, прочие нюансы.

Как у нас, в Беларуси, со всеми этими делами? Могу сказать, что достаточно неплохо. Мощности Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов несколько лет назад были существенно модернизированы, а белорусские ТУ (технические условия) на автомобильное топливо таковы, что Аи-95-Евро, который производится в Мозыре, полностью соответствует требованиям EN 228:2008, прочие бензины близки по соответствию к EN 228:2004. И автопроизводители дают «добро» на эксплуатацию своей техники в Беларуси на отчественном Аи-95. Что же касается дизельного топлива, то наши ТУ на «солярку» примерно соответствуют EN 590:1999 и EN 590:2004, поэтому не все автомобильные концерны дают допуск для своих дизельных силовых агрегатов в Беларусь. Не все уверены в том, что их техника сможет тут работать безотказно. Поэтому покупая дизельную машину (все равно, новую, или подержанную) будет весьма не лишним осведомиться у дилера, есть (или был) такой силовой агрегат в допуске на РБ.

Практика показывает, что количество проблем, связанных с качеством топлива – не сравнить с началом XXI века, когда их было выше крыши. Да, проблемы случаются, конечно. То в 95-й бензин дизтоплива «плюхнут» до 5% процентов от объема, что есть смерть для топливной аппаратуры современного двигателя, то зимние сорта дизтоплива не успеют на АЗС подвезти к началу декабря. При этом «шильдик» на АЗС повесить успеют, что реализуемое топливо – зимнее, «Сорт F», с температурой предела фильтруемости -20 градусов. В итоге дизеля замерзают. Но, к счастью, эти проблемы спорадические, не носящие повальный характер.

Единственные способы защиты от проблем такого рода – брать кассовые чеки после каждой заправки и предпочитать заправляться на АЗС, принадлежащих крупным белорусским сетям. Кассовый чек какой-никакой, а документ, повышающий вероятность успеха претензий в случае, если ваш автомобиль угостили не самым качественным топливом. Что же касается второго способа – крупные белорусские сети АЗС получают горючее только из Мозыря и Новополоцка. Вероятность залить «паленого» топлива, привезенного бог весть откуда, практически отсутствует.

В завершение хочу пожелать всем нам, друзья, чтобы топливо нам попадалось всегда качественное, чтоб оно у нас в Беларуси всегда было, и у нас на него всегда имелись деньги.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку